Подготовка к обучению к школе

Педагог-психолог Лялина С.Г.

 

 

Вот и подходит к концу эта золотая пора – дошкольное детство, беззаботные годы, а впереди достаточно долгий и трудный путь к взрослой жизни – обучение в школе. В профессиональной жизни мы сталкивались с тем, что некоторые родители боятся поступления в школу своего малыша больше, чем сам ребёнок. Некоторые родители не спешат специально готовить ребёнка к школьному обучению, считая, что придёт время, он сам всему научится. А другие, их большинство, наоборот, бросаются сломя голову на разные подготовительные к школе курсы. Некоторые родители считают, что читать и считать ребёнок умеет, аж до ста может сосчитать и все буквы знает, значит к школе готов. А почему ребёнок не хочет идти в школу – с этим пусть психологи разбираются. А на самом деле так дело не пойдёт! Родителям просто необходимо знать, почему ребёнок не хочет идти в школу, что нужно обязательно знать и уметь будущему первокласснику, чтобы его обучение в школе проходило успешно, как поддержать своего ребёнка в этот ответственный период в жизни и т.д.

         Многие наверняка слышали о готовности к школьному обучению. Ещё наверняка, встречались с такими понятиями как «психологическая готовность к школьному обучению», или «социальная готовность к обучению в школе», или «школьная зрелость», но вряд ли Вы задумывались, что это такое и чем они отличаются друг от друга.

         Психологическая готовность к школе – не знания и умения по математике или развитию речи, не умение читать или писать, а это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Можно сказать, что готовность к школьному обучению – это один из важнейших итогов дошкольного развития ребёнка.

         К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой полноценную личность со своими желаниями, мотивами, со сложившимися привычками, со своим собственным мнением и т.д. К семи годам Ваш ребёнок уже умеет строить отношения со своими сверстниками и с окружающими его взрослыми: имеет навыки самообладания, умеет прислушиваться к мнению других или наоборот, настаивать на своём и быть непреклонным в своих желаниях. Он может оценивать свои собственные поступки и поступки окружающих. В качестве важнейшего достижения в развитии личности дошкольника выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Научитесь общаться с ребёнком по-новому, на новом более высоком уровне взаимоотношений.

          Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя некоторые виды:

- личностная готовность;

- мотивационная готовность;

- интеллектуальная готовность;

- физическая готовность.

         В чём суть каждого из видов готовности к обучению в школе и как правильно подготовить ребёнка к школе – всё это мы рассмотрим в данной рубрике.

Физическая готовность к обучению в школе

 Некоторые родители практически не придают значение данному виду готовности к школьному обучению, уделяя больше внимания развитию умственных способностей ребёнка, т.е. интеллектуальной готовности к обучению в школе. Однако, физическая готовность к школьному обучению не менее важна. Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7 – летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики рук. Состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

         Каждый ребёнок перед поступлением в школу проходит медосмотр по следующим критериям:

 — наличие или отсутствие хронических заболеваний;

 — уровень функционального состояния органов и систем;

 — степень сопротивляемости организма неблагоприятным условиям;

 — уровень достигнутого развития (каждому возрасту соответствуют его анатомо-физиологические особенности);

 — степень гармоничности развития ребёнка.

         По этим критериям врач определяет для ребёнка соответствующую группу здоровья, которая учитывается при обучении в школе. В частности учителем, который определяет место, на котором будет сидеть ребёнок. Но главное, группа здоровья ребёнка учитывается учителем физической культуры, который распределяет физическую нагрузку для каждого ребёнка.

         Итак, какие группы здоровья выделяются?

         I группа здоровья – абсолютно здоровые дети по всем критериям.

         II группа здоровья – практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные отклонения – низкий гемоглобин, нарушения остроты зрения, начальные признаки нарушения обмена веществ, плоскостопие и т.д. и сниженную сопротивляемость организма. К этой группе относятся часто болеющие дети (ЧБД). Каких детей относят к часто болеющим детям?

·        На первом году жизни, если ребёнок переболел 4 и более раз острым заболеванием;

·        От 1 года до 3 лет, если ребёнок болел в течение года 6 и более раз;

·        От 3 до 5 лет, если ребёнок болел в течение года 5 и более раз;

·        От 5 до 6 лет, если ребёнок болел в течение года 4 и более раз;

·        От 6 до 7 лет, если ребёнок болел в течение года 3 и более раз.

К данной группе здоровья относятся также дети, перенесшие тяжелое соматическое или инфекционное заболевание.

         III группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е. заболеваниями, которые можно вылечить.

         IV группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, т.е. заболевания, которые совсем вылечить нельзя, но резервные возможности организма до конца не исчерпаны и функциональные возможности организма постоянно поддерживаются.

         V группа здоровья – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, т.е. возможности организма практически исчерпаны. Заболевания не лечатся. К этой группе здоровья относятся дети инвалиды.

         Наше здоровье и здоровье наших детей на 50% зависит от образа жизни. Поэтому, с первых дней жизни ребёнка необходимо заниматьсяфизическим воспитанием ребёнка. Соблюдать правильный режим дня, подходящий именно для того возраста, в котором прибывает ребёнок, следить за правильным питанием малыша, обеспечить двигательную активность, самостоятельную двигательную деятельность, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и т.д.

         Кроме общего физического состояния здоровья к физической готовности к школе относится также развитие зрительно-двигательной координации – это согласованная работа рук и глаз. В школе ребёнку придётся много писать, списывать и срисовывать с доски или с другого образца. Поэтому пальцы рук должны чётко воспроизводить ту информацию, которую передают глаза. Для этого ещё должна быть хорошо развита мелкая моторика рук. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш и рисовать им с нужным нажимом. Существует колоссальное множество упражнений для развития как мелкой моторики так и зрительно-двигательной координации. Это такие упражнения как «Езда по дорожкам», «Мишень», «Рисование по точкам», «Дорисуй предмет», «Графические диктанты» и т.д. Просто каждый день уделяйте этому аспекту по 15 – 20 минут и всё будет в порядке!

 

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

 

Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своё чадо на различные подготовительные к школе курсы, где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это специальная готовность, т.е. ребёнка специально обучают и развивают его психические функции (восприятие, мышление, память, речь, воображение) на протяжении всего дошкольного детства, чтобы уже в школе первая учительница могла опираться на знания и умения ребёнка, давая ему новый учебный материал.
         Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. В частности эти знания включают в себя знания об окружающей действительности – это элементарные знания по обществоведению, по природоведению, знания детской литературы, по матиматике, образные и пространственные представления и т.д. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, что связано с его сенсорным развитием. Что касается развития мышления, то у ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Развитие памяти старших дошкольников предполагает уже смысловое запоминание, т.е. теперь, ребёнку, чтобы что-то вспомнить, достаточно увязать материал для запоминания в логические связи и понять его смысл. Кроме того, память уже приобретает произвольный характер, что связано с развитием воли, т.е. чтобы запомнить учебный материал (например, выучить стихотворение) ребёнок подключает свои волевые усилия, он даёт себе установку на запоминание.

         Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка), хороший словарный запас. Ещё ребёнок должен уметь пересказывать уже готовые рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок должен обладать хорошей диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою.

         Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению к школе предполагает:

 — дифференцированное восприятие (например, ребёнок не путает похожие предметы – квадрат и прямоугольник, цифры 6 и 9, буквы ш и щ и т.д.);
 — аналитическое мышление (может выделять основные признаки и связи между предметами и явлениями, способен воспроизвести образец);

 — рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

 — логическое запоминание;

 — интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

 — овладение разговорной и монологической речью и способность к пониманию и применению символов;

 — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций, для которого очень хорошо подойдёт использование раскрасок. Чтобы детям  было интересно раскрашивать изображения можно подобрать картинки различной тематики, например, для мальчиков — раскраски машины или другой какой-нибудь транспорт, раскраски роботы, а для девочек подойдут раскраски принцессы или сказочные феи и т.д.

         Вы скажете, если это специальная готовность к школе, то, скорее всего ей должны заниматься специалисты. Конечно, в основном интеллектуальной подготовкой к школе занимаются педагоги и психологи (в детском саду, в школе на подготовительных курсах или в детском клубе). Но, если детский сад ребёнок посещает каждый день, кроме праздничных и выходных дней, то подготовительные курсы он посещает вообще раз в неделю. Поэтому возникает вопрос: а можно ли самостоятельно подготовить ребёнка к школе в интеллектуальном плане? И как формировать интеллектуальную готовность к школе самостоятельно? Конечно, даже если Вы не специалист по дошкольному воспитанию, заниматься с ребёнком самостоятельно не только можно, но и просто необходимо.

         Для развития мышления сейчас существует громадное количество дидактических игр, в которые можно играть всей семьёй. Можно предложить такие игры, как «Четвёртый лишний», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Головоломки», «Лабиринты», «Ассоциации», «Противоположности», «Пазлы» и другие дидактические игры на развитие мышления.

колумбово яйцо    колумбово яйцо

лабиринт мышонок

         Для развития произвольного внимания и памяти, также можно поиграть в дидактические игры, которые легко организовать самостоятельно в домашних условиях. Самые распространённые: «Запомни и найди», «Хитрый гном», «Что изменилось?», «Самый зоркий», «Найди различия», «Исчезнувший предмет», «Зеркало», «Чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите» и т.д. 

         Развитие речи ребёнка очень сложный и длительный процесс, и, если Вы обращаете на это внимание, то он можно превратиться в приятное и интересное времяприправождение с Вашим ребёнком. Для формирования звукопроизношения подойдут различные чистоговорки, скороговорки и дидактические упражнения с их использованием. Кроме этого, для развития фонематического слуха подойдут такие дидактические игры как «Звуковые прятки», «Эхо», «Расколдуй слово». Для развития словарного запаса и кругозора подойдут загадки и дидактические игры «Краски», «Садовник и цветы», «Птицы», «Птицелов», «Перелёт птиц», «Земля, вода, огонь, воздух», «Море волнуется», «Магазин игрушек» и другие дидактические игры на развитие речи.

         А вот развивать воображение не только полезно, но и очень весело! Для этого подойдут различные изобразительные игры «Кляксография», «Монотипия», «Спаси бумагу», «Дорисуй предмет» и т.д. Помимо изобразительных игр можно использовать различные занимательные упражнения типа «Придумай необычное использование обычных вещей» и т.д.

         В общем, совместными усилиями со специалистами Вы лучше всех подготовите своего ребёнка к школе. Главное, чтобы это было не только полезно, но и очень интересно и увлекательно. А ещё, Вы сами искренне заинтересуйтесь этими развивающими играми и заданиями, и тогда Вашему ребёнку будет вдвойне интереснее с Вами заниматься! Удачи Вам!

 

Готовим ребёнка к школе (эмоционально-волевая готовность)

 

 О готовности к школьному обучению говорит ещё и то, умеет ли ребёнок управлять своим поведением, управлять своими действиями, выделять, что важнее для него именно сейчас и т.д. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

         Что же делать для развития воли ребёнка? Как развивать волю будущего школьника?

         Во-первых, для эмоционально-волевой готовности к школьному обучению на помощь может придти всё та же сюжетно-ролевая игра, в частности в «Школу», где Вы, взяв на себя роль учителя, будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания, например, рисование палочек или крючочков в тетради, обвести трафареты, посчитать в прямом и обратном порядке, решить задачку и т.д. В игре дети лучше всего включают свои волевые процессы.

         Во-вторых, для развития воли ребёнка хорошо подойдут несложные задания, которые ребёнок будет выполнять по инструкции. Например, взять карандаш или фломастер определённого цвета, открыть книгу на нужной странице, отступить от края страницы три клеточки вниз и пять клеточек справа и т.д.

         В-третьих, для развития воли хороши дидактические игры с чёткими правилами и чёткой инструкцией, конструирование по образцу и по схеме, пересказ сказок или рассказов по схематическому плану и пр.

         В-четвёртых, становлению произвольности поведения способствует система специально разработанных заданий на сравнение с образцом.

Вот примеры таких заданий.

«Дорисуй мышкам хвосты»

Нарисованы мышиные головы, необходимо дорисовать мышкам хвостики, которые представляют элементы прописных букв.

«Дорисуй ручки для зонтиков»

Нарисованы купола зонтиков, у двух из них нарисованы ручки, ребёнку даётся инструкция дорисовать ручки у всех зонтиков, так же как на образце. Обратите внимание, что ручки зонтиков, так же как и хвостики мышек представляют собой элементы букв.

нарисуй ручки зонтикам

         Эти два упражнения разработал А.Л. Венгер для диагностики школьной зрелости старших дошкольников.

«Графический диктант»

Ребёнок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого. Взрослый диктует в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии (например, две клеточки вправо, три клеточки вверх, две клеточки вправо, три клеточки вниз, две клеточки вправо и т.д.), а затем предлагает дорисовать получившийся под диктовку узор до конца страницы. Узоры усложняются со временем. Ещё один совет – сначала рассмотрите с ребёнком клеточки на тетрадном листе. Предложите поставить в каждой клеточке в строчке точку. Предложите обвести клеточки, придумать узор из клеточек, а только потом приступать к графическому диктанту. Как усложнённый вариант можно придумать какую-нибудь фигуру и нарисовать её под диктовку по клеточкам.

графический диктант

 

«Образец и правило» (методика Д.Б. Эльконина, которая часто используется для диагностики школьной готовности ребёнка).

Это упражнение предполагает одновременно следование в своей работе образцу (даётся задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. нельзя соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником). 

 

«Дорисуй предмет»

Ребёнку даны незаконченные рисунки, которые нужно дорисовать. Можно придумать какую-нибудь интересную историю про эти картинки, чтобы заинтересовать ребёнка. Например, Мальвина нарисовала для Пьеро рисунки, а злой волшебник заколдовал их, помоги Мальвине расколдовать её рисунки и дорисуй их.

дорисуй дорисуй 2

 

 

«Следуй инструкции» (очень полезное упражнение для развития умения слушать инструкции и следовать ей).

В игре принимают участие 2 человека. Один из участников игры строит что-нибудь за ширмой из строительного материала, а затем даёт указания второму участнику, который, не видя постройки, должен сделать точно такую же. Конечно, сначала роль инструктора Вы должны взять на себя и своим примером научить ребёнка правильно давать инструкции. Например: «Возьми синий кубик и красный кирпичик. Будем строить домик. Кладу рядом два кирпичика на широкую сторону, затем, на них ставлю по 2 кубика… и т.д.». После этого участники игры меняются ролями. Здесь Вы тоже будете обучать ребёнка задавать уточняющие вопросы: «На какую сторону ставить кирпичик? На каком расстоянии? И т.д.».

Это лишь некоторые упражнения, которые способствуют эмоционально волевой готовности ребёнка к обучению в школе. В дальнейшем будут рассмотрены другие упражнения для развития воли и произвольности поведения старших дошкольников.

 

Подготовка к школе (мотивационная готовность)

 

Подготовка ребёнка к школе – очень сложное и многоплановое дело. В этой работе главное не только научить ребёнка считать, читать или дать другие элементарные знания, но и вызвать у ребёнка желание узнавать что-то новое. Мотивационная готовность к школьному обучению – это желание у ребёнка учиться. И здесь главное различать желание учиться и желание идти в школу, ведь это разные вещи. Желание пойти в школу может быть вызвано внешними мотивами – сменой обстановки, покупкой новой одежды, школьных принадлежностей и т.д. Потом, у ребёнка меняется статус – быть школьником – это почётная обязанность, почётная должность, которая больше привлекает ребёнка. Вызвать желание идти в школу у ребёнка гораздо легче, чем вызвать у него желание учиться, достаточно только рассказать о весёлой школьной жизни, вспомнить свои беззаботные школьные годы, показать фотографии или провести экскурсию по школе (что обычно делают в детском саду). И ни в коем случае не стоит пугать ребёнка школой и предстоящими трудностями!!!  А вот чтобы вызвать у ребёнка желание учиться и педагогам, и родителям необходимо приложить некоторые усилия. Во-первых, следует вызвать у ребёнка интерес к школьной жизни всё теми же способами – посмотреть школьные фотографии, вспомнить интересные и поучительные истории из своёй школьной жизни, рассказать о школьных друзьях, о добрых и справедливых учителях (здесь особо не увлекайтесь, чтобы у ребёнка в дальнейшем не было разочарования). Ещё хорошо было бы, если в окружении вашего ребёнка окажется хотя бы 1 – 2 школьника, которые смогли бы рассказать о своих успехах в школе и о внешней стороне учёбы (о переменах, о праздниках, которые проводятся в школе, о звонках, о правилах поведения в школе, о своих друзьях и т.д.). В подготовке к школе нужно использовать интерес ребёнка к внешней стороне учёбы, чтобы потом уже формировать внутренний познавательный интерес к содержанию уроков, к получению новых знаний.

         Как побудить познавательный интерес ребёнка?

         Главным средством воспитания познавательного интереса ребёнка является личный пример. Искренне интересуйтесь чем-либо, определите круг своих интересов, у каждого человека должно быть хобби (разведение цветов, чтение книг, вышивка, вязание, рыбалка, танцы и т.д.). Ребёнок будет видеть, как Вы увлечены своим любимым делом, читаете про него в журналах, Интернете, делаете что-то своими руками и видите результаты своего труда. Кроме того, искренне интересуйтесь жизнью своего ребёнка, обязательно отвечайте на детские вопросы. Если Вы чего-то не знаете, то не стесняйтесь поискать нужную информацию вместе с ребёнком в детской научной литературе или в Интернете. Лучше пользуйтесь литературой, чтобы ребёнок уже при поступлении в школу умел работать с книгой, мог найти нужную страницу, выбрать нужную информацию. Ведь зачастую, в современном обществе, и взрослые забыли, как пользоваться литературными источниками.

         Ещё необходимо создать специальную обстановку дома, создать условия для самостоятельной деятельности ребёнка. У будущего школьника должен быть свой стол, материалы для творчества: альбомы, карандаши, краски, клей, кисточки, картон, фольга, фломастеры, тетради в клетку и линейку и т.д. Для того чтобы создать условия для самостоятельной деятельности ребёнка также необходимы: природный материал (шишки, жёлуди, скорлупки от орехов, мох, семена и т.д.), бросовый материал (коробочки, старые глянцевые журналы, старые открытки, спички, пластиковые бутылки разных цветов и т.д.), конструкторы, пластилин, кубики и пр. Дети с удовольствием играют с этими материалами, рисуют, лепят, конструируют. Детей также привлекают различные новые приёмы работы уже с известными материалами. Познакомьте их с различными направлениями изготовления поделок: оригами, амигуруми, лепка из солёного теста,  флористика, батик и т.д. Не сомневайтесь, если вы организуете совместную творческую работу и покажете новые приёмы работы с простым материалом, который всегда под рукой, то это вызовет неподдельный интерес у Вашего ребёнка, да и ребёнок больше времени проведёт с Вами, чем за компьютером, да и узнает больше нового и интересного. И конечно же акцентируйте внимание ребёнка на результатах его труда. Рассматривайте работы, которые он сделал в течение дня, комментируйте их, и тогда формирование познавательного интереса Вашего ребёнка пройдёт успешно!

 
 

Личностная готовность к обучению ребёнка в школе

 

Чтобы ребёнок успешно учился в школе он, прежде всего, должен быть готов к ней в эмоциональном плане. Ребёнок должен стремиться к занятию «взрослыми» делами, должен выражать положительное отношение к школьной жизни, к личности педагога в этом и заключается суть личностной готовности к обучению в школе.

Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность Вашего ребёнка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребёнок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ ребёнка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребёнка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребёнок ещё не готов.

Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Ребёнок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почётная обязанность. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для будущего школьника очень важно установить положительные взаимоотношения с учителем и сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен удовлетворять свои познавательные интересы. Определить отношение ребёнка к педагогу, к родителям, а так же к самому себе поможет прективный тест "Лесница отношений".

Личностная готовность к школе включает в себя так же и адекватное отношение к самому себе,  к своей деятельности, к своим способностям, к своему поведению и т.д. то есть, у ребёнка к концу дошкольного возраста должен сформироваться определённый уровень самосознания. Определить уровень самосознания и уровень самооценки ребёнка можно с помощьюметодики "Дерево". 

Многие задают себе такие вопросы: Как же подготовить ребёнка к школе в личностном плане? С какими проблемами встречаются родители и учителя начинающих первоклассников?

Одна из проблем, с которой часто встречаются учителя и родители, связана именно с общением детей со взрослыми. В подготовительной группе детского сада детей учат решать задачи и придумывать их, тем самым их учат выделять учебную задачу. Они ещёне умеют выделять вопрос-проблему, а опираются на наличную ситуацию. Например, на практике я сталкивалась с такой ситуацией в подготовительной группе детского сада: на занятии по математике я предлагала решить задачу: Мама с Машей пошли в магазин и купили там 1 килограмм шоколадных конфет и 2 килограмма карамели, сколько всего купили конфет мама и Маша? На этот вопрос началось бурное обсуждение, о том, что ещё можно купить в магазине и что там купили дети со своими родителями вчера, и что ещё им обещали купить. Учебная задача осталась на втором плане. Это говорит о том, что ребёнок ещё пока не может выполнять роль ученика. Ещё один наглядный пример сложности принятия роли ученика, когда ребёнок посреди занятия встаёт и идёт играть в игрушки, или не дослушивает интересные сказки или рассказы до конца (не сформирован познавательный интерес). Как правило, причина этого в том, что у ребёнка недостаточно опыта сюжетно-ролевой игры. Другими словами, ребёнок ещё «не наигрался».

Вы спросите: Как же формировать эту «внутреннюю позицию школьника», чтобы избежать подобных проблем?

Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные. В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в предшкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу». Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре, или руководить детской игрой, взяв на себя роль «главнокомандующего», например, роль диспетчера, директора школы, заведующей детским садом, главврача и т.д.

Чтобы успешно формировать «внутреннюю позицию школьника» необходимо учить ребёнка общаться со сверстниками, правильно строить с ними взаимоотношения. В частности, одна из проблем в общении будущих школьников в том, что они не умеют слушать друг друга и принимать мнение другого. Некоторые дети могут работать в классе только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним, не слушают сверстников, бывают невнимательны на уроке, не следят за тем, что происходит в классе. Родители таких детей часто жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе. Ещё бывает, что из-за того, что ребёнок не следит за происходящим в классе, начинает шалить, поэтому учителя жалуются на плохое поведение.  Помочь в этой ситуации могут опять же сюжетно-ролевые игры, но такие, в которых ребёнок одновременно исполняет две роли с противоположными интересами. Например, полицейский – шофёр, парикмахер – клиент, врач – пациент и т.д. Ещё хорошее средство воспитания поведения в коллективе сверстников – это любые игры с правилами. Ребёнок принимает правила игры и действует чётко по ним. К тому же дети часто меняются ролями в таких играх и смотрят на происходящую игру другими глазами, например, ведущий игры и игрок. Ещё можно поиграть в такие дидактические игры как «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и вникать в ситуацию. Ну и, конечно же, само общение со сверстниками, то есть практическое решение проблемы. Просто необходимо организовывать общение ребёнка со сверстниками, включать ребёнка в контакты с другими детьми, чтобы у того был социальный опыт, чтобы он мог видеть, что дети бывают разные, что бывают разные ситуации общения. Если внимательно присмотреться к поведению детей – первоклашек, то можно сразу выделить тех, у кого богатый опыт общения со сверстниками (как правило, это те, кто посещал детский сад) и тех, у кого этого общения было немного. Чаще всего адаптируются к школе лучше первые.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя, родители и сами первоклашки – это завышенная самооценка ребёнка. То есть, ребёнок оценивает себя, своё поведение, свои способности и возможности слишком высоко и не сопоставляет с тем, что есть на самом деле, не способны критически относиться к собственной деятельности. У таких детей всегда «учительница злая», «школа плохая», «сосед по парте мешает», «математика скучная» и т.д. Это происходит не потому, что ребёнок нескромен или чересчур наглый, а потому, что он не умеет посмотреть на себя состороны. Ни в коем случае нельзя занижать его самооценку искусственно (это может быть причиной развития всевозможных комплексов). Хорошим средством формирования адекватной самооценки у будущего школьника могут стать режиссёрские игры. Режиссёрская игра предполагает, что ребёнок самостоятельно создавать и воплощать сюжет, а кроме этого, он сам выполняет все роли в игре и смотрит на наличную игровую ситуацию с разных позиций. Взрослый тоже может присоединиться к игре и стимулировать её вопросами. Важно, чтобы это была именно режиссёрская игра с сюжетом, а не простое манипулирование предметами или мелкими игрушками.