Сенсорная комната

С 1 ноября 2015 года в нашем детском саду начала функционировать сенсорная комната. Педагоги приложили много усилий, чтобы это произошло как можно быстрее. Многое было сделано руками воспитателей: Денисовой О. А., Опрышко Н.В., Денисовой И.В., Гореловой Е.А., а так же на средства, полученные по субвенции были приобретены сухой бассейн на 600 шаров и 3 мягких кресла.

О значении дошкольного детства в жизни человека мы узнаем из исследований ученых, таких как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Этот жизненный период они характеризуют как сензитивный, т.е. наиболее чувственный к воздействию, обладающий огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения. Поэтому многие знания, которые дети получают в этот период, остаются на всю жизнь. Большое знание в развитии ребенка отдается приобретению сенсорного опыта через совокупность анализаторов: слух, зрение, тактильная чувствительность, обоняние. Эту возможность предоставляют условия, созданные в сенсорной комнате.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушённый свет, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Методика организации НОД имеет свои особенности. Во время НОД применяются  различные источники света, звуков, поэтому перед началом основной работы мы знакомим детей с каждым прибором, учим концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. В работе мы стремимся гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений..

Соответствующая обстановка очень сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка: уводит его от мрачных мыслей, снимает напряжение. Агрессивные, тревожные, застенчивые дети под влиянием этой атмосферы успокаиваются, сенсорные впечатление, которые они получают, уводят их в мир спокойствия, радости, фантазии. Ребёнок забывает на время о своих сомнениях, трудностях. Его внимание привлечено к красоте звука, цвета, волшебству и таинственности. Здесь рождаются сказки, позволяющие ребёнку перевоплощаться и уже другой реальности находить ответы на свои вопросы. Такой вид работы как сказкотерапия, песочная терапия используется в работе в коррекции поведения и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Даже очень застенчивый и малообщительный ребёнок начинает говорить, а педагог с радостью подхватывает эту активность, стимулировать которую уже не так проблематично. Таким образом, можно говорить о том, что сенсорная комната – это благоприятная среда для снятия невротических переживаний, развития мыслительных процессов и вербальной коммуникации у детей. Часто бывает, что детям находящимся большую часть времени с родителями дома, бывает труднее расстаться с ними в детском саду. Уход родителей может вызвать массу отрицательных эмоций: от обиды до страхов. Даже с такими переживаниями ребенку помогают справиться занятия в сенсорной комнате. Занятия проходят в группах по 2-3 человека и индивидуально. Их длительность варьируется в зависимости от возраста: для детей младшего и среднего дошкольного возраста занятия проводятся в течении 15-20 минут, для детей старшего дошкольного возраста – 20 минут. Но даже за это время ни за одним ребёнком не было замечено утомляемости. Наоборот, если такое состояние имело место, то к концу занятия ему на смену приходило легкое расслабление и спокойствие.

Наблюдение за детьми в процессе занятий в сенсорной комнате позволяет сделать вывод о том, что эти условия способствуют познавательному и эмоционально-волевому развитию детей с учетом их возрастных особенностей, а также позволяют находиться в тесном сотрудничестве с индивидуальностью ребёнка.